Геннадий КЛИМОВ, главный редактор журнала «Умное производство»:
– Еще года четыре назад мало кто в Твери занимался, например, сортировкой или утилизацией отходов. Планировалось лишь строительство нового мусорного полигона.
На одном из наших круглых столов, который мы проводили в администрации города в 2010 году, речь шла о важности привлечения частного бизнеса в эту сферу при поддержке местной администрации. Сегодня, хотя и появились частные компании, занимающиеся сбором, сортировкой и утилизацией мусора, вопрос организации остается открытым. Позитивные изменения видны, однако новый полигон до сих пор не запущен. Остается много неразрешимых моментов. Как говорится, «мусор – в головах», и порядок начинается со слов. Дадим первое слово экологам.
Елена ПУШАЙ, доцент факультета географии и геоэкологии ТвГУ, председатель Тверского экологического клуба:
– У нас есть опыт проведения разного рода акций. Экологический навык у людей можно развить быстро, а вот экологическое образование – долгий процесс. В других регионах эта проблема как-то решается. У нас же нонсенс – открытая горящая свалка на Бежецком шоссе. Еще в 1994 году говорилось о замене свалки на современный полигон. Прошло 20 лет – полигон до сих пор не запущен. Однако появляются альтернативы – коммерческие компании, которые активно заявляют о себе на рынке мусорных услуг.
Сейчас у нашего клуба есть бизнес-проект, профинансированный компанией «Сибур». Он заключается в раздельном сборе пластика: бутылок и одноразовой посуды. К проекту подключилась и компания «Экобытсервис». Опыт идет уже два месяца, и результаты превзошли ожидания. Пока у нас только одна экспериментальная площадка. Не хватает организационного и административного ресурсов, а также системы экологического менеджмента.
Геннадий КЛИМОВ:
– Как мне известно, ООО «Тверской завод вторичных полимеров» также принимает пластиковые бутылки для переработки.
Андрей СМИРНОВ, инженер-технолог «Тверского завода вторичных полимеров»:
– Действительно, мы занимаемся переработкой бутылок ПЭТ (полиэтилентерефталат).
В планах – переработка ПНД (полиэтилен низкого давления). Это более мягкий по своей структуре полимер, из которого делаются бутылки и пластиковая пробка. Наше предприятие находится на площадке бывшего завода «Химволокно». Хочу спросить у Елены, куда дальше везется собранное сырье? Если на полигон, тогда усилия напрасны. Любой полигон хочет продать сырье подороже. Он смешивает отходы с грязью и льдом, а затем привозит их нам. Бутылка становится тяжелее, а значит, дороже в несколько раз. Мы отделяем неперерабатываемые фракции, чистим, моем, дробим и продаем. В лучшем случае коэффициент выхода – 0,6. Стоимость за 1 кг у нас составляет от 19 до 28 рублей в зависимости от количества поставляемой продукции. Поштучно брать бутылки невыгодно, так как штука весит не более 20 граммов. Для нас важен процесс сбора в чистом виде, так себестоимость вырастает многократно. В будущем мы планируем на своей территории открыть площадку для переработки всего бытового пластика и расширить спектр переработки ПНД.
Геннадий КЛИМОВ:
– Первым, кто начал сортировку мусора в Тверском регионе, стала компания «Эко-Сервис»
Владимир РОДИОНОВ, директор ООО «Эко-Сервис»:
– Да, сегодня процесс сортировки отходов у нас налажен. За 4 года мы прошли многое, были и ошибки. Мы убедились, что в Твери это никому не нужно. Предложений от нас была уйма – а в ответ стена непонимания или нежелания. Мы коммерческая организация и в убыток работать не можем. Поэтому мы выработали систему, которая может покрывать затраты. В перспективе мы поняли, как именно нужно сортировать мусор. Главное – вторсырье и пищевые отходы сами жители должны складывать отдельно. В феврале мы запустили раздельный сбор мусора в Мамулино, уже выставили специальные контейнеры. Я не думаю, что русские люди чем-то отличаются от европейцев. Приучить к порядку можно каждого.
Елена ПУШАЙ:
– В 2013 году совместно с кафедрой социологии ТвГУ мы провели соцопрос по проблеме утилизации мусора. 69% респондентов оценили проблему утилизации ТБО, а 52% были согласны раздельно сдавать мусор. То есть люди уже готовы собирать отходы правильно!
Геннадий КЛИМОВ:
– Чтобы люди перешли на раздельный сбор мусора, нужна специальная скоординированная программа всех участников процесса сбора и стилизации, в том числе больше информации в СМИ – на телевидении, в газетах, в Интернете. Вместе мы сформируем новое общественное мнение и сможем быстрее ликвидировать мусорную проблему.
Владимир ПОЛИШКО, депутат Законодательного Собрания Тверской области:
– Я интересовался, как за рубежом люди перешли на раздельный сбор мусора. Например, в городах Латвии на первом этапе выставляли три контейнера и поставили условие: если жители будут добросовестно сортировать мусор, с них первое время не будут взимать «мусорный налог». За год жители привыкли к раздельной сортировке мусора. Постепенно это стало приносить доход, так как началась переработка вторсырья. Таким образом, разноцветные контейнеры органично вписались в повседневную жизнь.
Станислав СОРОКОПУД, коммерческий директор ООО «ПТК «Мегалион»:
– Наша компания занимается производством сортировочного оборудования. Мы участвуем во многих тематических выставках. Замечу, что раздельный сбор мусора – это не самоцель, а средство комплексного разделения, переработки отходов и получения вторсырья. Это развито не только за рубежом, но и в России. Я был на аналогичной конференции в Челябинске. Там уже 5 лет практикуется раздельный сбор мусора. Просто один бизнесмен взял и организовал площадки для сбора мусора и даже провел обучение за свой счет в детсадах и начальной школе. Заинтересовать родителей тяжело, они к этому не привыкли. Но, когда ребенок говорит, в какой контейнер нужно бросать мусор, мама уже задумается. Развитие экологической культуры – это программа долгосрочная, но действенная.
Владимир ПОЛИШКО:
– А вот в Тамбове практикуют «заглубленный» сбор мусора. Делается углубление в виде колец, куда опускается мешок и к нему подсоединяется приемник. Так мусор не раздувается ветром, и контейнеры в городе практически не видны.
Андрей СМИРНОВ:
– Нужно промониторить места, где чаще всего собираются люди. Там и разместить мусоросборники. К примеру, на тех же тверских карьерах.
Владимир ПОЛИШКО:
– Прежде чем вести куда-то мусор, нужно, чтоб все было подготовлено и не наносило экологического ущерба. Предприниматель должен заниматься сбором и сортировкой мусора, а утилизацией – муниципалитет. Это будет командная работа.
Станислав СОРОКОПУД:
– Однако полигон на Бежецком шоссе – вообще не полигон. Хочу сказать «спасибо» газете, которая нас собрала, но для меня удивительно, почему администрация этого не делает. В нашем городе нет взаимодействия общества и власти.
Владимир РОДИОНОВ:
– Без заинтересованности властей «мусорная» тема будет тянуться долго. Закон – это правила игры и система. От того, что сейчас администрация финансирует МУП «ТСАХ», город чище не станет. Сама система неправильная: распределение финансовых потоков на уборку города, проведение тендеров… Одна машина не сможет все убрать. Если власть реально займется этим вопросом вместе с нами, через год Тверь будет блестеть. Главное – правильно организовать систему уборки мусора. Но сейчас власти даже не идут с нами на контакт.
Геннадий КЛИМОВ:
– Место, которое выбрано под полигон, – единственно возможное. Его выбирали еще советские инженеры. Когда загорелась существующая свалка, газета «Караван+я» стала готовить общественное мнение, что проблему полигона отклыдывать больше нельзя, ее надо решать. Опрос вышел на самый высокий уровень. И что? Областные чиновники и депутаты, при поддержке городских чиновников и депутатов разработали систему, как можно было «приватизировать» будущий полигон и создать новую монополию. После некоторых манипуляций земля стала частной собственностью. У нас все делается наоборот, чем в остальном мире. Там, где возможно рыночное регулирование, государства быть не должно, но там, где возникает монополия, там должно быть госрегулирование. Все просто. Но почему-то у нас это ни до кого не доходит. Новый полигон теперь частная монополия, которая будут выкручивать руки всему городу, так как сваливать мусор больше некуда. Тарифы просто вырастут в разы и все. Поэтому позиция губернатора, кстати, понятная. Непонятны действия его заместителей. Что надо делать власти? Теперь надо вести переговоры с инвесторами по установлению доли города и тверских компаний в акционерном капитале нового полигона. Полигон надо открывать, но, учтя интересы инвесторов, надо учесть и интересы города. Это должно быть открытое акционерное общество. Если среди акционеров будут сами горожане, муниципалитет, тверские коммунальные компании, то тарифы отрегулируются автоматически, что бы это было выгодно и самому полигону и город не страдал. Тогда сбор и утилизация будут на другом уровне. Там, где есть рынок, государство необходимо лишь для координации.
Павел ЧУРОВОЙ, директор компании ООО «Экобытсервис»:
– Новый полигон не открывается только потому, что там будет установлен очень высокий «мусорный тариф». Сейчас он составляет около 30 рублей, а при открытии полигона тариф станет 350 рублей. Здесь дело не в монополии, а в запущенности всего нашего города. В Твери абсолютно не развита экологическая культура. Причем мы сами, жители, это допустили.
МУП «ТСАХ» 20 лет ничего не делал, являясь монополистом на рынке вывоза мусора, и цены всех устраивали. А сейчас мы столкнулись с тем, что полигон себя изжил, и нужно поднимать тариф в 4 раза. Думаю, в итоге вся эта ситуация закончится социальным взрывом. В компании «Экобытсервис» тариф также будет поднят – правда, не в четыре, а в два раза (за счет своего мусоросортировочного комплекса и современной мусоросборочной техники).
Сейчас городская администрация пытается поддержать МУП «САХ», вкладывает в него деньги, закупает новую технику, призывает управляющие компании переходить на обслуживание в МУП. Однако, на мой взгляд, это в корне неправильный подход. Город снова хочет сделать МУП единственным игроком на «мусорном» рынке, такое отношение полностью убивает конкуренцию. Если лоббирование МУП «САХ» на самом верху продолжится, мы снова будем вынуждены мириться и с предложенными тарифами, и с низким качеством услуг.
Геннадий КЛИМОВ:
– А как у нас утилизируются больничные отходы или энергосберегающие лампочки? Это очень опасные предметы. Их нельзя выбрасывать на свалку
Владимир ПОЛИШКО:
– Медицинские отходы нужно делить на две основные части: категории А и Б (неопасные, т.е. неинфекционные, и опасные – инфекционные). Сотрудники больниц возмущались, что их заставляли сортировать эти отходы, а потом машины по уборке мусора все сваливали в одну кучу… Сейчас в Твери нет отдельной сортировки медотходов. Я об этом говорил на круглом столе в Госдуме. А мне ответили: «Во всей России такая ситуация».
Станислав СОРОКОПУД:
– На мой взгляд, вы не видите проблему в комплексе. Чтобы убрать мусор из контейнеров А и Б по больницам города, нужно минимум две специализированные машины. При этом необходимо спецоборудование для складирования подобного рода отходов и постепенной переработки. Одной машиной этого не сделать. Должен быть комплексный подход!
Александр СОРОКИН, директор Экоцентра ТвГУ:
– Правильно сказали, что «мусор в головах». Если голова очищается, то и мусора становится меньше. В Тверской области осталось одно место, где дают высшее образование по экологии. В целом проблема мусора выглядит ужасно. Гнетущее впечатление на меня произвело сообщение эколога Алексея Яблокова: по его данным, в глубинах океанов все организмы содержат частички пластика. Во всех людях уже есть пластик! Мы должны задуматься! Потребуется сотня лет, чтобы это исправить. У меня есть два предложения. Первое – многие субъекты Федерации приняли в свое время закон об экологическом образовании. В Тверской области его нет, это надо исправить. И второй момент – наши студенты с прошлого года собирают батарейки. Мы их уже накопили порядка 50 кг, и что с ними делать? Обращаюсь к присутствующим бизнесменам.
Елена ПУШАЙ:
– Их можно сдавать в гипермаркет «Глобус», откуда они отправляются на завод в Челябинск.
Таисия КИРИЛЛОВА, руководитель ТРЭОО «Наследие»:
– К сожалению, сегодня минприроды Тверской области не выделяют грантов на сохранение природной среды. Неудивительно, что у нас так остро стоит мусорная проблема.
Геннадий КЛИМОВ:
– Нужно составить программу, которая решала бы проблему комплексно.
Станислав СОРОКОПУД:
– Стратегия – это хорошо. Но должна быть ясно прописана вся логистика: технология сбора, транспортировка, утилизация. Проблема решается очень просто. Вы едите конфету, и у вас остается бумажка в руках. Как только вы решите вопрос, куда ее деть, решатся проблемы и на мировом уровне. В Тверской области есть полный «набор» компаний, которые реально способны решить эту задачу – начиная от производства оборудования до вывоза мусора, его сортировки, переработки и утилизации. Очень хотелось бы, чтобы вы, как четвертая власть, пообщались с губернатором на эту тему.
Геннадий КЛИМОВ:
– Года четыре назад при главе администрации Василии Толоко я моделировал такой же круглый стол в самом муниципалитете. По прошествии лет ситуация в Твери несколько улучшилась. Прежде всего потому, что за проблему взялся частный бизнес, который наша газета все эти годы всячески опекала. На сегодня в Твери есть и конкурирующие фирмы по вывозке и сортировке, есть фирмы, которые принимают, например, на переработку пластик, пластиковые бутылки. Даже есть фирмы, которые выпускают оборудование для мусоросортировки.
Но по-прежнему нет внятной системы. Например, отходы категории А из больниц (отрезанные части тела и отходы из инфекционных отделений), батарейки, содержащие редкоземельные элементы, ртутные лампы и пр. просто выбрасывается на свалку. Это варварство! Более того, самого полигона по утилизации в Тверской области нет. Ни в одном городе. Все просто выбрасывается в кучу, которая горит, отравляя все вокруг. Это вообще африканское варварство.
Чиновники муниципалитета и губернаторская команда или неспособны организовать эту работу, или во главу угла ставят вопрос личного обогащения. Из-за этого все проблемы. А депутаты пишут всякие экологические законы, которые ради проформы.
На круглом столе нынче были студенты-экологи из Тверского университета. От имени круглого стола я предложил обратиться к губернатору с просьбой выделить грант ТвГУ на разработку вместе с общественностью и городским бизнесом Комплексной программы утилизации мусора.
Она должна содержать и схемы утилизации всех разновидностей, в том числе опасных отходов, схему раздельного сбора, сортировки, утилизации, организации полигона, технологические регламенты сбора мусора, в том числе по берегам рек и в окрестностях населенных пунктов. И, конечно, должны быть заложены средства на социальную рекламу и экологическое воспитание. Такую программу чиновники неспособны создать, а общество может.